Джалал ад-Дин Руми, великий персидский поэт и суфий, родился 30 сентября 1207 года в Балхе (сейчас это территория Афганистана) в семье выдающегося учёного-богослова, который был вынужден эмигрировать с семьёй из-за нашествия Чингизхана в Малую Азию и после долгих странствий остановился в Конийском султанате Сельджукидов. В Конье, ...Джалал ад-Дин Руми, великий персидский поэт и суфий, родился 30 сентября 1207 года в Балхе (сейчас это территория Афганистана) в семье выдающегося учёного-богослова, который был вынужден эмигрировать с семьёй из-за нашествия Чингизхана в Малую Азию и после долгих странствий остановился в Конийском султанате Сельджукидов. В Конье, ... по примеру отца, будущий поэт получил духовное образование, был руководителем конийской медресе и проповедником. Здесь же им был образован суфийский орден моулави. Увлечение суфийским учением изменило течение и характер его жизни и деятельности: он стал суфийским шейхом. Однако мировую славу принесли ему не поучения, а стихи. Основным произведением Руми считается «Маснави Ма’нави», что в переводе означает «Назидательные двустишия» (бейты). Это шестичастная поэма, продиктованная Руми своим ученикам, в которую вошло множество притч и басен, почерпнутых из фольклора народов Персии и Таджикистана. Каждое произведение сопровождается стихотворными философско-дидактическими выводами Руми. Эта книга получила всеобщее признание на мусульманском Востоке. В художественном отношении это блестящая энциклопедия иранского и таджикского фольклора средних веков. Руми, проповедуя мистические идеи, призывает к безропотному смирению перед судьбой и насилием. Однако в лирике поэта есть отражение народного протеста против жестокости и того же насилия. Его стихи наполнены мудростью и горячей любовью к людям, пониманием народной боли и страданий. Сам Руми называл свою концепцию «Поклонением Сердцу». В расцвете славы Руми избрал своим наставником безвестного дервиша Шамса из Тебриза. Ученики поэта, приревновавшие дервиша к Джалалиддину Руми, тайно убили его. В скорби по «закатившемуся солнцу» («Шамс» означает в переводе «солнце») Руми сложил вдохновенные, пронизанные пантеистическим духом газеллы, восприняв их как вложенные в его уста Шамсом, достигшим бессмертия тем, что слился с богом. Тем самым Руми действительно увековечил дервиша, «подписав» газеллы его именем и объединив в «Диван Шамса Тебризского» (диван (персидск.) – это сборник стихов, систематизированных по различным стихотворным формам: касыды, газеллы и рубоят). Руми также написал ряд философских сочинений, среди которых хочется особенно выделить «Фихи ма фихи» («Сущность вещей»). Поэт скончался 17 декабря 1272 года в Конье, там же был и похоронен, провожаемый в последний путь многими людьми всех вероисповеданий - мусульманами, христианами, иудеями, индуистами, буддистами и др.,- выразившими почтение к человеку, воспевавшему «религию сердца»: Как часто можно увидеть тюрка и индуса едиными, Как часто можно увидеть двух тюрков - словно чужих. Следовательно, язык единодушия - нечто особенное: Единодушие превыше единоязычия. Если бы сейчас люди мира жили согласно «Религии сердца», имела бы место война религий?! Стихи Руми: *** Придется ль мне до той поры дожить, Когда без притч смогу я говорить? Сорву ль непонимания печать, Чтоб истину открыто возглашать? Волною моря пена рождена, И пеной прикрывается волна. Так истина, как моря глубина, Под пеной притч порою не видна. Вот вижу я, что занимает вас Теперь одно - чем кончится рассказ, Что вас он привлекает, как детей Торгаш с лотком орехов и сластей. Итак, мой друг, продолжим - и добро, Коль отличишь от скорлупы ядро! *** Всему, что зрим, прообраз есть, основа есть вне нас, Она бессмертна - а умрет лишь то, что видит глаз. Не жалуйся, что свет погас, не плачь, что звук затих: Исчезли вовсе не они, а отраженье их. А как же мы и наша суть? Едва лишь в мир придем, По лестнице метаморфоз свершаем наш подъем. Ты из эфира камнем стал, ты стал травой потом, Потом животным - тайна тайн в чередованье том! И вот теперь ты человек, ты знаньем наделен, Твой облик глина приняла,- о, как непрочен он! Ты станешь ангелом, пройдя недолгий путь земной, И ты сроднишься не с землей, а с горней вышиной. О Шамс, в пучину погрузись, от высей откажись - И в малой капле повтори морей бескрайних жизнь. *** Когда бы дан деревьям был шаг или полет - Не знать ни топора им, ни злой пилы невзгод. А солнце если б ночью не шло и не летело - Не знал бы мир рассвета и дней не знал бы счет. Когда бы влага моря не поднялась до неба - Ручья бы сад не видел, росы не знал бы плод, Уйдя и вновь вернувшись, меж створок перламутра- как станет капля перлом в родимом лоне вод. Не плакал ли Иосиф, из дома похищаем, И не достиг ли царства и счастья он высот? И Мухаммад, из Мекки уехавший в Медину,- Не основал ли в славе великой власти род? Когда путей нет внешних - в себе самом ты странствуй. Как лалу - блеск пусть дарит тебе лучистый свод Ты в существе, о мастер, своем открой дорогу- Так к россыпям бесценным в земле открылся ход. Из горечи суровой ты к сладости проникни- Как на соленой почве плодов душистый мед. Чудес таких от Шамса - Тебриза славы - ждите, Как дерево - от солнца дары своих красот. *** Вы, взыскующие Бога средь небесной синевы, Поиски оставьте эти, вы - есть Он, а Он - есть вы. Вы - посланники Господни, вы Пророка вознесли, Вы - закона дух и буква, веры твердь, Ислама львы, Знаки Бога, по которым вышивает вкривь и вкось Богослов, не понимая суть Божественной канвы. Вы в Источнике Бессмертья, тленье не коснется вас Вы - циновка Всеблагого, трон Аллаха средь травы. Для чего искать вам то, что не терялось никогда? На себя взгляните - вот вы, от подошв до головы. Если вы хотите Бога увидать глаза в глаза - С зеркала души смахните муть смиренья, пыль молвы.
И тогда, Руми подобно, истиною озарясь, В зеркале себя узрите, ведь Всевышний - это вы.
|