Представьте себе: вы идете по городу, и вдруг перед вашими глазами предстает расщелина, из которой пытаются вырваться исчадия ада! Или вдруг на асфальте вы замечаете совершенно обычное яблоко, вот только прикоснуться к нему не получается – оно нарисованное! Когда впервые смотришь на объемные картинки на асфальте, не можешь поверить, что ...
это действительно просто рисунок.
Такой вид уличного искусства называется Street Painting (по англ.), или Madonnari (по итал.). Итальянское название связано с XVI веком, когда уличные художники в религиозные праздники возле церквей и храмов изображали картины библейских сюжетов. Среди изображений чаще всего доминировало изображение Богородицы (Мадонны).
Что касается современности, то видное место среди художников Madonnari занимает
Джулиан Бивер. Этот британский мастер занимается рисунками на асфальте уже более 10 лет, его работы были на улицах многих стран Европы, в Америке и в Австралии. Рисунки он делает с помощью мелков, затем покрывает изображения специальным лаком.
Жизненный принцип Джулиана состоит в том, чтобы удивлять и радовать зрителей. «Такие картины совсем не долговечны, но в этом и есть прелесть – успеть насладиться иллюзией, пока она еще не стерта. Кстати, все эти годы я ненавижу дворников и водителей поливальных машин. Эти люди ничего не понимают в искусстве…» – признался художник в одном из интервью.
Чтобы создать объемное изображение на асфальте, художники используют специальное искажение, при этом рисунок смотрится объемным при взгляде с определенной точки. На одну картину уходит около трех дней.
Среди известных художников Madonnari можно выделить
Эдгара Мюллера, Манфреда Страдера, Курта Винера и т.д. В России такое искусство еще слабо развито. А вот в Казахстане уже есть молодой талантливый художник, рисующий Madonnari –
Денис Брянцев. Madonnari становится довольно модным направлением в уличном искусстве. По Madonnari проводятся фестивали – в Санта-Барбаре (США), в Грацие-ди-Куртаноне (Италия) и других городах. Кстати, иногда Madonnari используют как рекламу некоторые компании (например, Coca-Cola или Sony Vaio). Стоимость объемных изображений колеблется от 1000 до 25000 долларов, в зависимости от сложности рисунка и размера.
В статье Леонида Чиркова «Сюрпризы зрения» наглядно показаны примеры того, как зрение иногда нас обманывает. Как один из примеров автор упоминает о скульптуре Аполлона Бельведерского, у которого нарушены пропорции (нижняя часть, начиная с пояса, укорочена) специально для утяжеления фигуры, создания эффекта тяжести и мощи, подобной богу.
Про Madonnari автор также упоминает:
«Правильно подобранное искажение формы объектов создает эффект объема. На деле – типичный самообман… Искусство активно использует способность зрения к самообману в своих целях. Уже названы приемы перспективы или воспроизведения эффекта объема на плоском рисунке. Используя новомодные термины, этот эффект можно назвать «эффектом виртуального объема». Получается, что наше зрение способно воспринимать объемные картины и воспринимать их как настоящие, когда на самом деле – это всего лишь иллюзия.
В нашем городе (Краснодаре) как-то можно было наблюдать трехмерное изображение, созданное специально для Ночи Музеев. Однако оно не дотягивало до того уровня мастерства, которого добились художники за рубежом. Будем надеяться, что наши соотечественники достигнут на этом попроще успехов и красивые рисунки Madonnari будут радовать взгляд русских зрителей.